Методические разработки учителя

 информатики МОУ СОШ с.Яникой

Байсултановой Фатимы Магомедовны    


Домашняя
Классные часы
Доклады
Уроки
Презентации
Тесты в Excel
Мероприятия
Опыт
Инфознайка
Портфолио
Контакты

Классный час: «Семья. Семейные традиции , обычаи»

Цель проведения

-   Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям;

-   Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям;

-   Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников;

-   Изучение семей классного коллектива;

-   Знакомство с наиболее распространенными традициями  народа.

Предварительная подготовка к классному часу

-Составление учащимися генеалогических деревьев;

-Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях;

-Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»; создание слайд-шоу «Семейный альбом»

-Сочинения учащихся по темам: «Моя семья», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена».

Ход классного часа

Классный руководитель

Здравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители!

(Звучит песня Родительский дом)

            Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования человека.

            Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете.

Мы долго готовились к этому празднику. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени!

            Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о  бабушках и прабабушках, писателями. Когда писали сочинения о семье.

Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто  дорог вам больше всего на свете.

Вы написали в  сочинениях о  своих семьях.  Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни?

Издавна одной из традиций в наших семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево.

Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям.

Вам раньше приходилось когда – нибудь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей.

Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары,  которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям.

Мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше.

             Учащийся, у которого самое большое генеалогическое дерево рассказывает о своей семье используя свою презентацию.

 Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье.

 Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками.

 219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком.

И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье?

                Учащиеся рассказывают о своих близких.

 Издревле  существовует традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности.

 Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии.

                Учащиеся рассказывают о династиях в их семье.

 Существует традиция называть детей в честь  кого – то из членов семьи.

 Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников.

   Учащиеся, в названные  в честь кого – либо из родственников,  рассказывают       о    них.

  Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии.

С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни.

Традиция  эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии  дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен.

 На выставке предоставлены фотографии из семейных альбомов.

Учащиеся знакомят друг друга с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом»

(Звучит песня «Семейный альбом» в исполнении Э.Пьехи, на экране демонстрация слайдов фотоальбома)

 У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним , а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции.

Проводится конкурс на самую древнюю вещь.

Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как  память о наших  родных.  Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей.

 Вы дома расспрашивали своих бабушек и дедушек об обычаях наших народов. Давайте поделимся друг с другом наиболее интересными из них на ваш взгляд.

  •  1.               По народному обычаю считается, что хороший чело­век переступает порог дома правой ногой. У такого чело­века, говорили старики, не может быть плохих побужде­ний. На переступившего порог с левой ноги и сейчас люди старшего поколения смотрят подозрительно, с недовери­ем. Совершенно недопустимым считается, по адыгскому и балкарскому обычаям, забегать или впрыгивать в дом. Старшее поколение и сейчас учит детей не прыгать с по­рога в комнату. По их мнению, это может принести не­счастье. По давно установившемуся обычаю, через порог или через окно не здоровались и руку не подавали. Существует поверье, что здоровающийся через порог является вестником плохо­го, признаком невоспитанности, что, мол, это приведет к разъединению, ссорам и т. д.

  •  2.               По обычаю, не полагалось окликать вышедшего из дома.    Кабардинцы и балкарцы в прошлом не сомнева­лись, что если окликнуть вышедшего из комнаты, то не будет удачи в его делах.

  • 3.               По обычаю кабардинцев и балкарцев, веник ставили в углу, недалеко от очага или двери. Если перед заходя­щим в комнату гостем падал веник на пол, то это счита­лось плохим предзнаменованием, и гостя сразу же выво­дили из этой комнаты и принимали его в другой комна­те или даже в другом доме. Вообще посторонние люди, гости, входившие в комнату, не должны были коснуться веника, стоящего в углу комнаты. 

  • 4.               Уважительное отношение к старшим является одним из древнейших обычаев кабардинцев и балкарцев, соблюдаемых и по сей день. Сын не садится в присутствии отца, так поступал и младший брат при стар­шем; они не вступали в разговор в присутствии посто­ронних лиц; молодые люди в присутствии старших не  говорили громко, не ругались, не сквернословили, том более не дрались, они также громко не смеялись; если старшие обращались к ним с вопросом, то отвечали скром но и почтительно; долгом младших являлось быть все гда скромным, не допускать хвастовства. Всё это считалось грубым нарушением этикета.

  • 5.               Молодой человек, идущий по дороге, должен был держаться левой стороны, символически уступая правую, почетную сторону старшему.

  • 6.               Если они шли втроем, то посередине шел старший, Следующий по возрасту держался левой стороны старшего, а младший его правой стороны.

  • 7.               Важным фактором, свидетельствующим о воспитанности человека, являлось знание норм приветствий и прощаний и их обязательное соблюдение. Если проходящий подходит к человеку или к группе людей, то он приветствует его или их при подходе и, подойдя, обычно здоровается за руку. Если же приветствие даётся на ходу, то он замедляет шаг, поворачивает голову в сторону человека или группы людей и приветствует их. Если верховой, едущий по улице, встречает одного или нескольких мужчин, то он несколько замедляет шаг коня, приподнимается в седле и приветствует встреченных. Долгом младшего является первым приветствовать старшего. Но считается неприличным, чтобы он первым протягивал свою руку старшему. Для показа особого расположения и уважения к человеку, особенно старшему, его руку пожимают обеими руками одновременно.

 Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вы сегодня остались удовлетворенными своей работой, нам было чем поделиться друг с другом.

 Спасибо за работу!

 


A Фамилия, Имя

Место для подписи.

Должность
Рабочее место
Почтовый ящик
Внутренний телефон
proverka@example.com
http://www.example.com/rus

Возврат в начало

 

Б Фамилия, Имя

 

Место для подписи.

Должность
Рабочее место
Почтовый ящик
Внутренний телефон
proverka@example.com
http://www.example.com/rus

Возврат в начало

 

В Фамилия, Имя

Место для подписи.

 

Должность
Рабочее место
Почтовый ящик
Внутренний телефон
proverka@example.com
http://www.example.com/rus

Возврат в начало

 

Я Фамилия, Имя

Место для подписи.

 

Должность
Рабочее место
Почтовый ящик
Внутренний телефон
proverka@example.com
http://www.example.com/rus

Возврат в начало

 

 

Домашняя Классные часы Доклады Уроки Презентации Тесты в Excel Мероприятия Опыт Инфознайка Портфолио Контакты

 

Сайт управляется системой uCoz