информатики МОУ СОШ с.Яникой Байсултановой Фатимы Магомедовны |
Классный час: «Семья. Семейные традиции , обычаи» Цель проведения- Воспитание чувств любви и гордости за свою семью, уважения к родителям; - Развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям; - Формирование положительного отношения, уважения к семьям одноклассников; - Изучение семей классного коллектива; - Знакомство с наиболее распространенными традициями народа. Предварительная подготовка к классному часу-Составление учащимися генеалогических деревьев; -Поиск старинных вещей, документов, хранящихся в семьях; -Оформление фотовыставки «Загляни в семейный альбом»; создание слайд-шоу «Семейный альбом» -Сочинения учащихся по темам: «Моя семья», «Династии», «Кем я могу гордиться в своей семье», «Наши имена». Ход классного часа Классный руководительЗдравствуйте, дорогие ребята, добрый день, уважаемые родители! (Звучит песня Родительский дом) Семья – колыбель духовного рождения человека. Многообразие отношений между её членами создаёт благоприятную среду для эмоционального и нравственного формирования человека. Сегодня наш разговор о семье и о взаимоотношении в ней, о семейных праздниках и традициях. Наша семья – это самые близкие люди, которые помогут в трудную минуту, и будут радоваться твоим успехам больше всех на свете. Мы долго готовились к этому празднику. Кем нам только не довелось быть в течение этого времени! Мы составляли свои родословные – выступали в роли историков, были антикварами и археологами, когда разыскивали старинные семейные вещи, журналистами и репортёрами, когда расспрашивали своих родителей о бабушках и прабабушках, писателями. Когда писали сочинения о семье. Если вам плохо, если трудно, если вас обидели, кто вас приласкает, кто приголубит, кто утешит? Конечно, ваши мамы, папы, родные и близкие вам люди, те, кто дорог вам больше всего на свете. Вы написали в сочинениях о своих семьях. Семьи все разные. А чем они отличаются? Конечно своими привычками, укладом, обычаями, атмосферой, традициями. Традициями, которые передаются из поколения в поколение. Человек рождается на свет, растёт, задумывается: Кто я? Откуда я? Откуда мои корни? Издавна одной из традиций в наших семьях была традиция узнавать о своих предках, составлять свою родословную, генеалогическое дерево. Незнание своих предков прежде приравнивалось к отсутствию образования. Теперь всё упростилось до такой степени, что мы порой не знаем не только прабабушек, а даже двоюродных братьев и сестёр, дядей, тёток и т. д. Известно, что одним из предметов, которыми особенно гордился А.С. Пушкин, была пуговица с мундира его далёкого знаменитого предка – Абрама Ганнибала. Поэт велел вделать пуговицу в свою любимую трость, с которой почти не расставался, и с гордостью демонстрировал её друзьям. Вам раньше приходилось когда – нибудь слышать слово «генеалогия»? В переводе с греческого оно означает «родословная». Значит, это наука, которая занимается поиском предков людей. Человек всегда чтил своих предков. Происхождение определяло положение в обществе – в зависимости от него новорождённому предстояло стать или рабом, или же патрицием. У древних римлян в доме обязательны были скульптурные портреты предков – лары, которым они поклонялись, приносили дары. Они выписывали свою родословную на специальных свитках, которые передавали следующим поколениям. Мы с вами попытались составить свои родословные. Конечно, у нас в них не 5000 исторических имён, как в родословной А.С, Пушкина. У кого на дереве 16-20 листочков, у кого больше. Учащийся, у которого самое большое генеалогическое дерево рассказывает о своей семье используя свою презентацию. Я думаю, что до этого времени мало у кого было составлено генеалогическое дерево. Пусть оно сохранится для ваших потомков. Пусть это будет хорошей традицией в вашей семье. Одной из традиций было то, что люди гордились своими знаменитыми предками. 219 ныне здравствующих потомков Пушкина гордятся своим великим предком. И пусть ваши предки не были историческими личностями, а были просто хорошими, достойными уважения людьми, кем бы вы могли гордиться в своей семье? Учащиеся рассказывают о своих близких. Издревле существовует традиция: представители одной семьи занимались одним видом деятельности. Так рождались династии гончаров, портных, пекарей, сапожников, военных. Строителей, артистов, учителей… В нашем классе есть тоже семьи, где сформировались династии. Учащиеся рассказывают о династиях в их семье. Существует традиция называть детей в честь кого – то из членов семьи. Человек рождается, получает имя. Оно даётся или по святцам – церковным книгам в честь кого – нибудь святого, чей праздник отмечается в этом месяце, когда родился ребёнок, или родители дают имя такое, какое им нравится, или модное в данный период, либо же в честь родственников. Учащиеся, в названные в честь кого – либо из родственников, рассказывают о них. Существует традиция- собирать и хранить семейные фотографии. С 1829 года, когда французский художник и конструктор Дагер изобрёл фотографию, традиция составлять и хранить семейные альбомы прочно вошла в нашу жизнь. В каждой семье есть фотографии, которые надолго оставляют память о дорогих людях, о событиях в семейной жизни. Традиция эта очень важная. Недаром во время войны или в других ситуациях, когда люди были вынуждены покидать свои дома, они брали с собой только самые ценные вещи и среди них фотографии дорогих людей «Чтобы вспомнить, какими мы были – загляните в семейный альбом» - поётся в одной из песен. На выставке предоставлены фотографии из семейных альбомов. Учащиеся знакомят друг друга с фотовыставкой «Загляните в семейный альбом» (Звучит песня «Семейный альбом» в исполнении Э.Пьехи, на экране демонстрация слайдов фотоальбома) У многих дома хранятся старинные вещи. Человека уже нет, но мы храним , а вещи, принадлежащие ему живут. Мы их храним и бережём. Это тоже наши традиции. Проводится конкурс на самую древнюю вещь. Почему мы храним эти вещи? Они интересны нам с исторической точки зрения как предметы старины, культуры, быта, но и они дороги как память о наших родных. Мы не должны быть «Иванами, не помнящими родства». История вещи – история человека, история семьи, история народа, история Отечества. Это – замечательная традиция многих семей. Вы дома расспрашивали своих бабушек и дедушек об обычаях наших народов. Давайте поделимся друг с другом наиболее интересными из них на ваш взгляд.
Мы узнали много нового и интересного. Думаю, что вы сегодня остались удовлетворенными своей работой, нам было чем поделиться друг с другом. Спасибо за работу!
|
|